Карманов Диомид Иванович


Карманов Диомид Иванович
Карманов Диомид Иванович [1740, Тверь – 20 IV (1 V) 1795, там же]. Сын посадского человека Троицкого прихода Заволжского посада Твери. В 1752–1753 начал посещать вольнослушателем Тверскую дух. семинарию. Дойдя до класса риторики, К. вынужден был прекратить занятия, т. к. не знал лат. языка. Поступив подканцеляристом в Тверской магистрат, усердно восполнял пробелы в образовании чтением книг (сочинения Х.-Ф. Баумейстера, И.-Г. Гейнекциуса, П. Тавернье и др.), делая из них пространные выписки либо переписывая их целиком («Зерцало горячейшего ко Господу Богу духа» Феофилакта Лопатинского ; статьи из «Ежемес. соч.» и др.). По заказу К. информатор семинарии Е. Рязанцев перевел для него «Философию нравоучительную» Х.-Ф. Аммона, а учитель элоквенции П. И. Богданов – «Речь Амвросия Медиоланского против Феодосия». К. усердно изучал памятники рус. духовной литературы: «Златоуст», «Маргарит», «Пролог», «Книгу о вере» и др. С янв. 1764 К. слушал курс богословия, читавшийся ректором Тверской семинарии Макарием Петровичем в Желтиковом монастыре, а затем Гавриилом Петровым в Тресвятском монастыре. В 1766 К. произнес в семинарии ряд проповедей, направленных против старообрядцев (что вызвало их полемические отклики), а затем с 14 окт. 1768 по июнь 1769 11 проповедей на традиционные темы. Проповеди получили одобрение нового ректора семинарии Арсения Верещагина, в отзыве которого 3 февр. 1768 говорилось, что «сочинение сие, основательными и порядочными мыслей здравых выражениями, и духовными нравоучениями, и риторскими украшениями преисполненное, достойную и правдивую сочинителю приносит честь и славу, а христианскому обществу душевную пользу». К. принадлежит также ряд сочинений духовного содержания: «Рассуждение о числе жен, помазавших Господа миром…».(1769), «Письмо поздравительное преосвященному Гавриилу по случаю возведения его в сан архиепископа Санкт-Петербургского» (1770), «Краткое толкование на чин св. литургии…» (1773) и др. К. деятельно помогал Платону Левшину по обращению старообрядцев в единоверие и с окт. 1771 по март 1772 вел переписку с намеревающимися в него перейти купцами А. Я. Морозовым из Торжке и Т. И. Волосковым из Ржева, с расчетом на ее широкое распространение в старообрядческой среде (опубл.: Тверские епарх. вед. 1904 № 22–24; 1905. № 3, 8, 10–11, 13, 18, 23). Наибольшую известность К. принесли его труды по истории Твери, интерес к чему у К. сформировался под влиянием учителя семинарии Богданова. В 1774 по совету архимандрита Новоторжского Феофилакта К. написал и поднес Платону Левшину «Краткое известие о начале и приключениях города Твери с описанием нынешнего его состояния», впосл. самим К. оцененное крайне невысоко. В 1775 К. написал «Исторические известия Тверского княжества…» с прибавлением «О бывших в Твери святых церквах…» (автограф, содержащий три первые главы, под загл. «Собрание из древних российских летописцев известий, касающихся до города Твери…», поднесенный К. 13 дек. 1775 Арсению Верещагину, – ГИМ, ф. 440, оп. 1, № 616). В 1778 К., по приказанию правителя Новгородского наместничества Т. И. Тутолмина, составил «Исторические известия о принадлежащих к Тверскому наместничеству городах», которые вошли в поднесенное Екатерине II «Генеральное соображение по Тверской губернии, извлеченное из подробного топографического и камерального по городам и уездам описания. 1783–1784 год» (Тверь, 1783). Сочинение К. «История города Твери» не сохранилось. В своих сочинениях К. широко использовал «Историю Российскую» В. Н. Татищева, «Краткий российский летописец с родословием» М. В. Ломоносова, «Ядро российской истории» А. И. Манкиева, печатные летописи, а также рукописные писцовые книги. Почти все исторические примеры К. снабжал дидактическими выводами. Труды К. по истории родного края стали заметным явлением в культурной жизни Твери 1770-х гг.; они послужили поводом для знакомства, а затем и тесной дружбы К. с М. Н. Муравьевым, по рекомендации которого К. 2 сент. 1777 был принят в число сотрудников Вольного Рос. собрания. Историческими трудами К. интересовался Н. И. Новиков, намеревавшийся их издать. Имеются предположения о возможности влияния К. на И. А. Крылова через его отца А. П. Крылова, служившего с 1774 по 1778 в губернском магистрате Твери (XVIII век. М.; Л., 1962. Сб. 5. С. 421) и о направленности против К. сатирического диалога А. П. Сумарокова «Ирсинкус и Касандр» (XVIII век. СПб., 1993. Сб. 18. С. 31–39). 10 июня К. по распоряжению Т. И. Тутолмина произнес в зале магистрата «Речь е. и. в. благодарственную от тверского купечества и мещанства по случаю оказанных к сему городу высочайших щедрот» (1778). К. также известен своими речами по случаю открытия в Твери гражданских училищ (1776) и в честь назначения Я. Е. Сиверса тверским наместником (1776). Совместно с Арсением Верещагиным К. составил и подал Платону Левшину «Вопль купецких и разночинческих малолетних детей». По своему содержанию это сочинение восходит к «Разговору купеческого сына с учеником о науках», представленному 18 нояб. 1772 в Новоторжской для церковнослужительских детей школе по случаю тезоименитства Платона Левшина. Здесь К. ратует за преподавание в семинарии на рус. языке вместо лат. и за расширение круга изучаемых в семинарии наук, требуя включить в него физику и натуральную историю. Ознакомившись с «Воплем…», Платон Левшин оставил на нем следующую резолюцию: «Мне кажется, давно бы могло, есть ли бы только хотело, гражданство завести на собственном своем содержании порядочное преподавание наук природным языком…». Приписываемое К. сочинение «Доказательство бессмертия души» в действительности не существует – за него был принят сохранившийся в бумагах К. переписанный им отрывок сочинения Э. Юнга «Плач, или Нощные размышления…» (Утр. свет. 1778. Ч. 4). В 1780 К. совершил паломничество на Селигер в Ниловскую Столбенскую пустынь. В 1772 К. пожертвовал в библиотеку Тверской дух. семинарии рукописи своих проповедей, 7 марта 1780 – сборник исторических сочинений. Обширная библиотека К. была после его смерти разделена между его тремя сыновьями; большая часть книг погибла во время пожара Твери в 1837; ряд книг из библиотеки К. был найден в кон. XIX в. В. Колосовым. Им же были изданы труды К.: Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края. Тверь, 1893 (репринт: Тверь, 1993). Материалы, относящиеся к биографии К., хранятся в Гос. архиве Тверской области (ф. 1020). Лит.: Владиславлев В. Ф.: 1) Д. И. Карманов, тверской публичный нотариус // Тверские епарх. вед. 1881. № 20; 2) Д. И. Карманов как проповедник // Там же. 1889. № 4; Р[ункевич С. Г.] . Карманов Д. И. //Рус. биогр. словарь. Т. «Ибак – Ключарев» (1897); Колосов В.: 1) Б-ка тверского археолога XVIII в. Д. И. Карманова. Тверь, 1897; 2) История Тверской дух. семинарии. Тверь, 1889; Струве П. Любопытный обывательский протест против школьного классицизма XVIII в. // Мир Божий. 1901. № 7; Плотников А. Открытие Новоторжской для церковно-служительских детей школы и первый год ее существования по арх. документам Новоторжского дух. училища // Тверские епарх. вед. 1905. № 15–16, 18. Часть неоф.; Смирнов Н. П. «Вопль купецких и разночинческих детей» в Твери в XVIII в.: (Очерк из истории просвещения в России в XVIII в.) // Тверская старина. 1911. № 7–12; 1913. № 5–6.
М. П. Лепехин

Словарь русского языка XVIII века. — М:. Институт русской литературы и языка. . 1988-1999.

Смотреть что такое "Карманов Диомид Иванович" в других словарях:

  • Карманов Диомид Иванович — Карманов, Диомид Иванович писатель (1740 1795). Состоял публичным нотариусом города Твери. Занявшись изучением судеб родного края, Карманов явился одним из первых местных археологов. Главные его труды: Исторические известия Тверского княжества ,… …   Биографический словарь

  • Карманов, Диомид Иванович — археолог любитель, род. в начале XVIII в., ум. в конце его; сын тверского посадского. С малолетства он отличался жаждою знания и, познакомившись с тверскими семинаристами, стал посещать семинарские классы вольнослушателем. Учители семинарии… …   Большая биографическая энциклопедия